Иззбави нас, Господи, от умной молитвы без ума.
О newисихазме.
Плохо не то, что люди молятся.
Плохо то, что дьявол пытается над ними посмеяться.
Можно ли научится чистой Иисусовой молитве в миру?
Можно.
Можно ли это сделать без опытного наставника?
Можно.
Можно ли это советовать людям?
Нет.
Ведь не будешь же в здравом уме советовать переходить реку яко посуху.
не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца
(Ин.5:30)
не Моя воля, но Твоя да будет
(Лк.22:42)
Newисихасту.
Говоришь, священники и сами не входят и другим не дают?
Спорить не буду.
Есть и такие.
Но в них ли дело?
Подумай.
Что это за путь к Богу, который начинается с пренебрежения к Его священнослужителям?
Что это за путь к Богу, послушливому даже до смерти, смерти крестной, который начинается с преслушания?
О каком обожении плоти может идти речь?
Как-то раба Божия рассказывала мне, как она шла и вспоминала своего усопшего родственника и мучилась вопросом, где он. И тут какой-то нищий говорит: нет, раб имярек не спасен, за него надо усиленно молиться.
Дивны дела Твои Господи.
Я не о том, что вокруг нас бродят нищие, готовые возвестить глагол Божий.
Я о другом.
Как-то подал пьяненькому нищему десятку, а он стал говорить такие вещи, что я стоял и думал: то ли дьявол надо мной издевается, то ли Бог со мной говорит?
Как-то в Псково-Печерском монастыре я подал нищему. А он ко мне опять за подаянием. Я дважды не подаю, и спокойно отказал ему.
Тут выходит какой-то то ли иеромонах то ли игумен, к которому со всех сторон бросаются нищие за подаянием, а он так ва-а-льяжно, ва-а-жно всех посылает.
(Скорее всего, он в другие дни обильно подавал, а в этот всех так ва-а-льяжно послал.)
У меня в голове что-то щелкнуло, и я решил, ну нет, подам ка я нищему которому отказал до трех раз. Так и сделал. Встретил – подал. Так же и в третий раз. И тут нищий бух мне в ноги и начал говорить по делу.
Нет, нет. Он не пророчествовал. Но то, что сказал, было по делу.
Кто Вам сказал что Бог глух и нем?
В одном из своих ответов я написал:
«Так то, что Вам можно пожелать, так это задаться вопросом: в чем же Воля Господа моего?
Вы без труда найдете ответ на свой вопрос».
Но в контексте разговора, несмотря на то, что здесь я так много написал про глагол Божий, не говоря уже о Старцах, через которых Господь отвечает вопрошающему, этот совет повторять не буду. Ведь для того, чтобы совершилось то, что написано жирным шрифтом, надо, чтобы вопрос прозвучал в сердце, а это уже дело духовного становления и духовной зрелости.
Ищи духовника.
Многие к Старцам подходят,
Но не все от них с пользой отходят.
Не потому добрых пастырей мало, что их мало,
а потому, что они никому не нужны.
Не потому Старца днем с огнем не найдешь, что их нет,
а потому, что послушников мало.
А зачем newисихату, да и многим другим духовник.
Они и так уже знают, как молится, как спасаться и все что им нужно. А тут какой-то дядька будет рулить, да не то говорить. Вот собеседник чтобы поболтать на духовные темы, это да. Советчик, которому можно посоветовать, как советовать, это да. А духовник? Это нет.
Господь зрит в сердце.
И если при помощи духовника здесь подлатать, здесь подчистить, здесь болт затянуть, а здесь гайку отпустить то смотришь тишь и гладь, и Божия Благодать.
И почему-то никакой самодвижущей молитвы не надо.
Если у человека нет послушания, то зачем ему духовник?
Чтобы сделать все по своему, получит еще большее осуждение, а потом все валить на духовника?
Прошу прощения, за несколько обличительный тон. В чужом глазу и соринку заметишь.
Я это к чему?
Даже самый нерадивый духовник в чужом глазу бревно заметит.
Урок химии. Петенька, какого цвета жидкость у тебя получилась? Синяя. Молодец, пять. Машенька, а у тебя? Зеленая. Молодец, четыре. Вовочка? Черная.
Ло-о-жись.
Если нет духовника, то даже ло-о-жись крикнуть некому.
А ты нашел духовника?
Авва N долго не мог понять одно из мест Священного писания. Он начал поститься, усилено молиться, но Господь не открывал ему то, что ему так хотелось понять.
В конце концов, он помыслил в сердце своем, да что это я, кто я такой, чтобы Господь открыл мне сие. Пойду к брату своему и спрошу его. И вышел из кельи.
Тут предстал перед ним Ангел и сказал: «Авва за смирение твое Господь послал меня объяснить тебе, то, что так тебя смущает».
Я понимаю, что все понимают, что духовник нужен, что не так просто его обрести, что без него никак.
А его все нет и нет.
Я не за абы какого духовника.
Но коли человек взялся самочинно за Иисусову молитву, да еще не как лентяй, а как великий молитвенник, то потопчусь на месте.
Впрочем, настоящего newисихаста и духовник не остановит. Найдет такого же гордеца.
Ты хочешь творить Иисусову молитву, да еще веруешь, что творя ее, получишь Дары Святого Духа?
Это хорошо.
А веруешь ли ты, что Господь пошлет тебе такого духовника, который сможет научить тебя такой Молитве?
Начни же с малого.
Вымоли сначала Духовника.
Я столько писал о необходимость знать Волю Божию, что меня можно спросить, а что же, те, кто не знают, т. е. почти все, обречены?
Как раз наоборот.
Почти все знают Волю Божию.
Есть Церковные каноны для всех. Как молиться, как постится, как участвовать в богослужении, как причащаться.
Это и есть Воля Божия.
Есть заповеди.
Это и есть Воля Божия.
Выполняй их. Это все, что от тебя требуется.
Но вот, если ты хочешь взять более или менее того, вот здесь и надо задуматься, в чем же Воля Божия?
Хотя, по моему убеждению, над этим вопросом надо задумываться всем. У меня до сих пор стоит в ушах пронзительный, на всю улицу крик «Любушка, переходить мне на новую работу?.. а?..» Я не уверен, что Любушка ответила ей. Но она хотя бы спросила.
Читая о творении Иисусовой молитвы или рассуждения исихастов, я вспоминаю одного моего знакомого, который на заре своей духовной жизни много молился и без труда взял благословение на непрестанную Иисусову молитву. Все бы хорошо, да вот незадача, сначала один прозорливец дал другое правило, потом Старица сказала «как хочешь», потом еще один прозорливый батюшка, и опять то же правило. Обратите внимание, что все трое сказали одно и тоже.
Мой знакомый, недолго думая (сам взял, сам забрал), попросил изменить благословение. Ну и что же? Когда у него болит голова, он начинает читать Иисусову молитву или другую и головная боль проходит. Мне понравился критерий: головка не бо бо и хорошо. Никаких тебе всполохов, никаких тебе явлений, никаких тебе озарений. Только головка не бо бо. Он говорит, что к чудесам быстро привыкаешь, и тут встает вопрос, а что потом? Если этого не было изначально, то откуда это возьмется.
Имеющий уши, да слышит.
В моем рассказе есть три важных момента. Первое, то, что молодой человек, о котором я говорил, хотел знать Волю Божию и готов был ее исполнить. В противном случае ему бы никто ничего не сказал. Второе, то, что был послушлив и узнав Волю Божию, не стал твердить свое Господи, Господи… И третье, то, что у него было терпение понести, то что ему было сказано, иначе Господь не дал бы ему ту силу молитвы, которая дана совсем немногим.
Три вещи: жажда правды, чтобы узнать Волю Божию, послушание, чтобы ее исполнить, и терпение, чтобы ее понести. И венец: любовь. К Богу и людям.
Если этого нет, все наши усилия всуе.
О "Откровенных рассказах..."
Книга очень хорошая, но для адекватного ее восприятия необходимо помнить что...
Странничество и юродство особый подвижнеческий подвиг, на который берется особое благословение, и который ставится даже выше монашества. И когда читаешь название книги в уме надо держать не: "Откровенные рассказы праздношатающегося...", а примерно: "Откровенные рассказы схимника своему духовному отцу".
Я не помню точно, как выведена фигура опытного наставника, но судя по тому, что о ней никто и не помнит, скорее всего, как затрапезного монаха. О котором и вспоминать не надо. А это как раз портрет человека Божиего. Конечно, человек Божий может быть и во славе людской. Я вспоминаю великого чудотворца приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Дело не в том, как выглядит человек, а от Бога он или нет.
И то, что он обучил странника Иисусовой молитве, не значит, что он всех кого встречал, обучал ей. Судя по результатам его наставничества, он был человек, которому открыты тайны Божии, а человек от Бога никогда не будет обучать всех подряд Иисусовой молитве
Я понимаю, что все newисихасты – не «все подряд».
Я одного не могу понять: почему они не хотят узнать, так ли это на самом деле.
По преданию Иуда трижды вешался. То веревка рвалась, то сук ломался. Но с третьего раза получилось. И недосуг ему было спросить: в чем Воля Твоя Господи и услышать ответ: чтобы все спаслись. Он был занят своим деланием. Вот уж воистину "не всуе" было его делание.
Убойтесь.
«Но иногда приходит Благодать сама,
и чувствуешь ее в сердце своем,
и хочется воскликнуть: за что Господи?»
Мы забываемся.
Нельзя ловить Благодать за хвост.
Понимаем ли мы, о чем это?
* * *
Пусть простят меня «умники» и «умницы»,
Но Благодать и Святый Дух – синонимы, с той только разницей, что акцент в первом случае делается на действие Святаго Духа.
Говорят: человек преисполнен Благодати, то есть Святаго Духа.
Неправильно, когда говорят, что Святой совершил чудо. Чудо совершил Святой Дух, который обитает в Святом.
Старец Силуан
Он имеет Благодать исцелять. Исцеляет Святый Дух, который в нем.
Он имеет пророческую Благодать. Дух Святый пророчествует через него.
И так далее.
Можно говорит об энергиях, дарах, но суть от этого не меняется.
Действие Святаго Духа.
Я чувствую Благодать – я чувствую действие Святаго Духа в себе.
Пусть простят меня «умники» и «умницы»,
Но Святый Дух не манна и не прана,
Не нечто переливчатое или заливчатое.
Это Господь Бог во всей своей полноте.
Ипостась Святой Троицы.
Бог сотворивший Небо и Землю,
Изгнавший нас из Рая,
Восшедший за нас на крест.
Как пишет Феофан Затворник: Бог вселяется в нас.
Происходит обожение плоти.
* * *
Здесь важно для разговора:
«Бог, сотворивший Небо и Землю,
Изгнавший нас из Рая,
Восшедший за нас на крест».
То есть, нашкодили в Раю, распяли Христа, а потом начинаем ломиться. Если тебя выгнали из дома, а ты начинаешь ломиться назад и надменно себя вести, что будет?
Выйдет хозяин и предаст тебя псам.
Посиди скромненько у калитки, поскули и попроси хозяина простить тебя.
Это и есть суть Иисусовой молитвы.
Поскули.
Что, гордость не позволяет?
Мне понятно, хотя бы теоретически, когда кто-то из Святых пишет, что Иисусову молитву надо читать пронзительно, на высокой ноте, подражая нищему, который клянчит деньги. (Если кто-то захочет воспользоваться этим советом, обязательно сначала найдите оригинал, а не полагайтесь на мой пересказ.)
Мне не совсем понятно как скулеж сочетается с дыхательной практикой. Пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.
Когда есть скулеж, дыхательная практика может и не помешает.
Когда же нет…
Выйдет хозяин и предаст тебя псам.
Я встречал такое наставление о том, как творить Иисусову молитву.
Отбросив все мысли, и сосредоточившись на молитве, при произнесении Имени Божия вдыхаем и впитываем в себя Благодать. Во второй же части, начиная с «помилуй…» выдох и всю скверну, накопившуюся в нас, вместе с выдохом изгоняем вон.
Ну а теперь в «наставлении» заменим Благодать на прану, а скверну на негативную энергетику, и получим оригинал.
Отбросив все мысли, и сосредоточившись на молитве, при произнесении Имени Божия вдыхаем и впитываем в себя прану. Во второй же части, начиная с «помилуй…» выдох и всю негативную энергетику, накопившуюся в нас, вместе с выдохом изгоняем вон.
Иисусову молитву творят не только православные.
Я воспользовался подлогом, прежде чем перейти к одному из корней newисихазма – оккультному опыту.
Один из йогов, по Божией милости я забыл его имя, но интересующиеся йогой без труда вам его назовут, провел эксперимент. Он решил попробовать все аскетические практики. Сказано сделано. И вот он приступает к исламу, буддизму, христианству… И со всех сторон земли к нему начинают прибегать «просветленные» в соответствующих областях и быстренько, быстренько его всему обучают. И Йог быстренько, быстренько вылетает в нирвану. И, опс, каждый раз нирвана одна и та же. Ну а вывод какой? Пролетарии всех религий объединяйтесь на едином духовном пространстве.
А для православного урок. И творя Иисусову молитву можно вылететь в нирвану.
На постатеистическом пространстве люди начинают приходить к Вере. Путь сложный и слишком часто проходит через территорию восточных практик, которые не скупятся на обещания здоровья, успеха, царства небесного на земле, то есть нирваны, и тому подобного.
Только по Неизреченной Милости Божией человек пройдя по этой ухабистой дороге, приходит к Православию. Иногда покаявшись, а иногда нет (вспомним предыдущий пост и единое духовное пространство). И ему предстоит долгий путь, длинною в жизнь, ко спасению. Даже покаявшись, с собой он приносит багаж злоприобретенных привычек, и поврежденной души (в зависимости от того, насколько он преуспел в медитациях и общениях с бесами). Зачастую, вместо того, чтобы с плачем вспоминать о том, что творили, и содроганием вспоминать свое прошлое, они, нисколько не заботясь о том, чтобы очистить себя от того зла, которое преследует их, начинают действовать по наезженной схеме. Подайте нам нирвану здесь и сейчас, или видение, или хождение…
И вот здесь, как нельзя «кстати», подворачивается Иисусова молитва.
И то, что в этой нирване естественным образом всплывают бесы, их как-то не останавливает. А че, дело привычное.
Одной из отличительных черт newисихазма (вне зависимости от того, имеет человек оккультный опыт или нет) то, что он ориентирован на результат здесь и сейчас. Подай нам царство небесное на земле. В результате – нирвана со всеми ее прелестями. Для newисихаста, если нет видимых результатов Иисусовой молитвы, значит, он трудится зря. В этом смысле характерна реплика «никаких явлений... а тогда о каких чудесах речь»? Человек искренне недоумевает: если нет видений и привидений, то о чем речь?
Конечно, человек так устроен, что ему хочется увидеть результат своего труда, а иначе, зачем трудится. Но результат духовного делания совсем не в видениях, а тем более не в нирване, а в Царстве Небесном.
Цель любой жизни Царство Небесное, то есть спасение. В противном случае это не жизнь, а преддверие Смерти Вечной.
Результат Духовного Делания – Царство Небесное. И точка.
Будет ли его сопровождать Дары Святого Духа, не имеет значения.
Два примера.
Первый, притчу о богаче и нищем Вы без труда найдете в Евангелии.
Второй:
Преподобный Макарий Великий пишет: "знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать, - погибли".
Нищий, который не то, что не имел явных Даров Святого Духа, но даже и не знал, что Это – в Царствии Небесном.
Второй, не только имел Дары, но и видел на небе славу святых – и погиб.
А что выберете Вы?
Нирвана это или преддверие ада или сам ад. Прямое указание на это можно найти в книге книг йоги Махабхарате. Все что я в свое время прочитал в ней: достижение нирваны путем кровоизлияния в мозг. Ну что сказать, только руками развести. Для православного понятно, что путем самоубийства можно попасть только в ад.
Дорогой И,
Я старался понять, на каком пространстве мы с Вами разговариваем.
Если мы разговариваем в православном контексте, то мой рассказ об экспериментах йога – ирония и строгое предупреждение.
Если же мы разговариваем на общем духовном пространстве, то мой рассказ обычное хамство, и больше ничего. А следующая реплика ничего не значащее сотрясение воздуха.
Недоумение: а пытается ли И понять, о чем это я, на общем духовном пространстве исчезает. И действительно, о чем это я?
По моему неразумию для Вас Иисусова молитва очередная медитация в православной упаковке. И только по Неизреченной Милости Божией, за то доброе, что есть в сердце Вашем, по молитвам священника, который так или иначе тащит Вас на своих плечах, которому не позавидуешь, и к которому Вы не считаете возможным для себя снизойти, Господь не дает Вам преуспеть в ней и свалиться в ту же яму, в которой уже не раз побывали. Разница, которую Вы видите между этими двумя медитациями, говорит только о том, что дьявол любит поиздеваться над людьми.
Наезженные пути потому и наезженные, что ведут в одном направлении.
И если Вы усилите молитву и пост и очень постараетесь, то окажетесь в той же яме, в которой уже не раз бывали.
Общее духовное пространство, даже если оно включает в себя православие – место, где нет Христа, а значит, нет спасения. И сколько бы от этого пространства не отбрасывали, половину ли, девять десятых, если оно будет хоть на миллиметр больше православной узости – там не будет Христа.
Догматы, правила, каноны, анафемы – та ограда, за которой смерть. И не дай нам Бог переступить ее.
Узость духовного пространства должна быть в сердце. А иначе, то широта вдруг появится не та, то глубина подколодная.
Узость ли православная, православное мышление или по-другому Вера – это Дар Святаго Духа. И приобрести ее можно только стяжав Духа Свята.
Стяжание Святаго Духа – это, прежде всего жизнь во Христе. Позаботитесь о жене, о сыне, сделайте так, чтобы в семье была Любовь, трудитесь, не лгите… Причащайтесь, старайтесь чисто исповедаться… Это кирпичики стяжания Духа Святаго. И пусть Вы не заметите его Даров, но Вы изменитесь, появится православная узость, а главное протоптанные тропы, в конце концов, зарастут.
Так «совпало», что перед сегодняшним сообщением я вспоминал о. Николая (Псковоезерского). Он заставлял, забредших на пути восточные перед Крестом и Евангелием обещать больше не заниматься ими. То есть в занятиях Йогой надо не только покаяться и исповедаться, но и отречься.
На всякий случай: после того, как о. Николая прославят (я думаю, что мало кто в этом сомневается), его будут называть Святым Отцом.
Для прошедших йоготерапию я перефразировал бы слова апостола Павла «Жены ваши в церквах да молчат… Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих»:
В храме да молчи, а если хочешь чему научиться, спроси у священника.
А так как среди прошедших этот путь много гордых тем, что они бесов повидали, добавлю: у любого и по любому вопросу.
Азбучная духовная истина, которую надо выучить, прежде чем выучишь, что дважды два четыре. Если тебя наставляет Сам Господь, если есть любые явления или озарения, если исцеляешь людей, если ходишь по воде яко посуху – убойся. И бесноватые это делают. Ищи духоносного отца, имеющего дар различения духов злобы и Ангелов, который сможет тебе ответить, коею силою сия творишь. Речь идет о твоем спасении.
Когда у новоначального, как бы круто он о себе не мнил, начинаются глюки, видения или прочие ощущения надо плакать.
Не пойму, чему люди радуются?
Выходит воин весь в шрамах, в броне и всеоружии на брань. И тот не всегда цел уходит.
А тут выходит сопливый мальчишка в коротких штанишках с прутиком в руке и радуется. Вот стрела пролетела, вот меч просвистел.
Свою речевку:
Прелести бояться,
Как тогда спасаться?
Я всегда завершаю речевкой:
Кто прелести не боится,
Тот кретин и тупица.
Ода молитве ленивого.
Все знают правило Серафима Саровского. Три Отче наш, три Богородицы и Символ Веры.
Но все ли помнят, что еще отче наш Серафим заповедовал часть дня читать Богородице Дево радуйся, а другую часть дня Иисусову молитву.
Вот от такой Иисусовой молитвы вреда быть не может.
Попробую пояснить.
Вспомним, что правило давалось ленивому человеку, которому даже утреннее и вечернее правило прочитать лень. Ему лишь бы как помолиться да о Господе вспомнить.
Который, ну никак, о себе высоко помыслить не мог.
А результат такой молитвы может быть от нулевого, до Даров Святаго Духа.
Ведь человек молится в простоте, не ожидая воздаяния, а тем более Даров, не считая себя их достойным.
А за что? Ведь он дыхательных упражнений не делал.
«за обилие цитат в сочинаниях нам ставили "два-три".
цитата хороша только маленькая и следом- свои выводы , мысли.
иначе, говорили, вы никогда не научитесь самостоятельно мыслить, жить.
не сформируетесь как личность».
Наставление Newисихаста
Я за то чтобы люди обменивались своим духовным опытом, пусть и отрицательным, при условии, что они не навязывают своего мнения и ошибок другим.
Но, когда звучит пренебрежительное отношение к цитатам из Святоотеческого писания, нет уж, извините.
Во-первых, обычное явление, когда человек смотрит в книгу и видит фигу. И вот здесь не мешает раз десять ткнуть пальцем в книгу, дабы исчезла фига.
Во-вторых, когда человек ищет ответы в Святоотеческом наследии, а не у себя в голове или у соседа, это признак элементарной духовной зрелости на уровне детсада.
В-третьих, не надо путать мутные воды своих разговоров с кристально чистыми водами Святых Отцов.
В-четвертых, в Святоотечском наследии живет Дух Святой, и отмахиваться от него может только человек неразумный.
Такое отношение мне напоминает алкоголика, тянущегося за рюмкой и отмахивающегося от Ангела: знаю, знаю.
В Святоотеческом наследии живет Дух Святый.
Но есть люди, обладающие удивительным свойством: там, где они, нет Духа Свята.
И любая духовная книга для них одна огромная фига.
Фундамент newисихазма – тщеславие.
А там где тщеславие – вопиющее духовное невежество, а главное нежелание хоть что-то понять.
Если человек возьмет кувалду и начнет, не останавливаясь крушить эту твердыню, то у него есть шанс выбраться.
.
Иисусова молитва дороже?
Ну что ж. Есть псевдоправославные секты, есть деструктивные секты. Не все в них сходят с ума. Но кто из них спасается?
Дорогой О,
Что скажут неверующие на Страшном Суде?
Мы не поверили.
Господь жил и пророчествовал среди людей. И что ему сказали?
Ты чё, мужик, чего ты гонишь.
И не только сказали, но и недолго думая распяли.
Коли Вы любите катехизисы давайте почитаем. Только о-очень БОЛЬШОЙ:
Основные богословские положения Русской Православной Церкви
Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней "все небесное и земное" должно быть соединено во Христе, ибо Он - Глава "Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.
Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества - божеское и человеческое - с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, "синергии" членов и Главы церковного тела.
Глава Церкви Христос. И именно Он говорит в настоящее время устами Церкви. И когда Вы начинаете смеяться над догмами Православной Церкви, над ее канонами, Вы смеетесь над Самим Господом.
И хотя, Вы, скорее всего, и Библию лучше меня знаете, и о Христе го-ораздо больше говорите, я все-таки назову Вас человеком неверующим. Вы не верите Православной Церкви, а это то же самое, что не верить Христу.
Что сказать о сектах?
Как там в Евангелии сказано?
Все ваши боги бесови суть.
Вспоминая старые речевки:
Мы говорим Христос - подразумеваем дьявол.
Мы говорим Святой Дух - подразумеваем дьявол.
Мы говорим Бог Отец - подразумеваем дьявол.
Ты чё, мужик. Чего ты гонишь?
Помоги Вам Господи.
О «прелести» Христа.
Бесы визжат и орут, а Ангела надо услышать.
Если что-то на слуху, если об этом слышишь здесь и там, то самое время задуматься: о чем это?
Кто из православных не слышал слово «прелесть», кто его не использовал, кто о нем не говорил? Но о чем это? Что за этим стоит?
Смирение? Страх стать игрушкой дьявола, или что-то другое.
Куда направлено это слово: к себе, или вовне?
Святые Отцы строго предупреждают об опасности. Нельзя кланяться дьяволу, в каком бы обличии он нам не являлся, нельзя слушать его нашептывания, как бы ни были они прекрасно.
Но то, что для Святых Отцов очевидно, почему-то ускользает от многих.
Что страшнее: поклониться дьяволу и впасть в беснование?
Или оскорбить Господа?
Если по неопытности впадешь в беснование, Господь может тебя пожалеть и помиловать.
Если оскорбишь Господа, кто тебя спасет? Дьявол?
Святые отцы учат, что если к тебе пришел Ангел или Господь не отвергать Его, а испытывать. Скажи: я не знаю, прости меня. Кто ты? Этим Господа не обидишь. Но если скажешь: отойди от меня сатана?..
Для гордого или глупого человека трудно, а порой невозможно, сказать: не знаю. И сколько горя людям принесло такое знание от незнания.
И еще.
Для того дьявол воздвигает лжеучителей, чтобы когда пришли настоящие Учителя, их не послушали, для того наполняет человека прелестными состояниями, чтобы, когда его посетила Благодать, он от нее отвернулся.
Понятием «прелести» дьявол умело пользуется изначала времен. За что побивали пророков? За то, что они были в «прелести».
В самой же большой «прелести» был Христос, делавший Себя равным Богу.
Вдумайтесь. За что распяли Христа?..
За то, что Он был Богом.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили…
61 ... Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
От Марка
И обвинили Его в «прелести» первосвященники Бога Всевышнего.
Так и доныне. Не думаю, что кто-то из Святых избежал этого ярлыка. Но если для них это был огнь, приготовляющий к Царству Небесному, испытание их смиренномудрия, то для клеветников это было бедой, дорогой в преисподнюю.
По своему опыту знаю, что за Старцами ходит сонм бесенят, нашептывающих, что это не то, что этого не может быть, да это… Меня выручало то, что я говорил: не знаю, есть люди, которые знают, имеющие дар различать духов злобы и Ангелов Света, а я не знаю. И видел я людей, которые выносили свое суждение и клеветали или принимали клевету в сердце. И видел я их страшную смерть или болезни и беснование. И за младостарцами радостно бегают бесенята, и нашептывают то, что им надо.
К счастью, (как ни парадоксально звучит это «к счастью», но в свете вышеизложенного, я, надеюсь, Вы меня простите за его употребление) в жизни мы крайне редко встречаемся со Старцами, но и здесь дьявол не успокаивается. То Иоанн Крондщтатский слишком хорошо одевался, то Царская Семья была не больно царской, то Григорий Распутин кому-то не угодил.
Здесь я хотел бы сделать небольшое предостережение (только для тех, кому оно надо). Слишком много грязи вылито на Царскую Семью и Григория. И если водимая Духом Святым Православная Церковь прославила Царскую Семью и клеветники были посрамлены, то в случае Григория дьявол по-прежнему собирает обильные плоды. И здесь я говорил: не знаю. Но теперь говорю: знаю. Посмотрев это видео о. Николай о Григории Распутине, я надеюсь, Вы поймете меня. Свидетельство Старца – свидетельство Бога. Если Старец говорит от себя, то это не Старец. Как говорят в народе: что о. Николай ни скажет – все сбывается. Молиться или не молиться Григорию, пока он не прославлен, сугубо личное дело каждого, а вот клеветать…
И в повседневной жизни обильно собирает дьявол жатву. То этот не так посмотрел, то этот не так сказал. Ату его. А если в графе нет слова православный, то этот уж точно в прелести.
Если боишься впасть в прелесть – хорошо делаешь.
Если хочешь кого-то обвинить в прелести, прикуси язык. Здоровее будешь.
Дорога Е,
Знаете пословицу: знал бы, где упасть – соломки подстелил бы.
Соблюдение заповедей (в том числе и смирение, кротость, незлобие, любовь к врагам) и есть та самая соломка. Будешь стелить или не упадешь, или не так сильно ударишься. Мало стелите, потому больно и ударяетесь. Где же взять этой соломки? Снова и снова просить у Господа, что мы и делаем по утрам и вечерам.
Любит ли Вас муж?
Верю – любит.
Готов ли он Вас порой пришибить?
Верю – готов.
Но надо понимать, что любит – это от Бога, а оскорбление от дьявола.
То же и у Вас.
Надо стараться, чтобы в Вашей жизни от Бога было все больше и больше, а остального все меньше и меньше.
Это и есть путь к спасению.
Дорогой А,
Вы трижды повторяете хочу, хочу, хочу…
Такого не то, что монаху, мирянину не пожелаешь.
Есть замечательные слова:
Не как я хочу,
Но как ты, Господи.
Это ведь ключик ко спасению.
Есть очень простая истина: что бы Вы себе не пожелали самого что ни наесть наилучшего, то, что предложит Вам Господь, будет неизмеримо лучше, хотя дьявол будет Вас убеждать в обратном.
Так то, что Вам можно пожелать, так это задаться вопросом: в чем же Воля Господа моего?
Вы без труда найдете ответ на свой вопрос.
И только от Вас будет зависеть, будет ли это ответ на Ваше хочу: как хочешь.
Или ответ на вопрос, который сформулировал я.
А быть ближе к Богу, развиваться духовно – это путь не только монахов, но всех православных христиан. И будет серьезной ошибкой думать, что монахи ближе к Богу.
Кто ближе: Иоанн Крондштатский или пьяница игумен?
Блаженная Ксения или монахиня таскающая сестру за волосы?
Или сравним Иоанна Крондштатского и преподобного Амвросия Оптинского?
Кто ближе?
Вопрос бессмысленен.
Он бессмысленен в своей постановке.
Отвечая на него, мы берем на себя Суд Божий. Что, мягко говоря, неразумно.
Да и Ваше «хочу быть ближе к Богу»?
Это же не очередь за пирожками.
Если нет на то Воли Божией, то в монастыре Вы будете не ближе, а дальше от Господа, каким бы хорошим монастырь не был.
Есть Священники и священники,
Есть Старцы и старцы.
И всегда можно взять благословение на все что угодно.
Но не у Старца или Священника.
Надо быть благодарным Господу за любого священника у которого ты можешь поисповедоваться и причаститься, дабы не оскорбить Господа Своего. Ибо прогневав Его можешь оказаться в месте, где нет ни одного и возрыдать под тяжестью грехов своих.
Но помочь священник может только тому, кто идет к Господу Своему.
Со стяжанием Святаго Духа связано много мифов.
Один из них утверждение, что стяжание Святаго Духа удел святых, а наше дело только болтать о нем от дьявола.
И прямая дорога в ад.
Напомню, что когда Серафим писал о стяжании Святаго Духа, он вспоминал притчу о десяти девах. И юродивые девы, светильники которых были без елея, то есть по Серафиму Саровскому души которых были не наполнены Духом Святым, на брак не вошли.
Другой, такой же губительный: то, что стяжание – это какие-то особенные подвиги, стояние без ума на молитве, чрезмерный пост, «особая» молитва и, как следствие, прелесть.
Это не так.
Иоанн Крестьянкин дал определение стяжания Святаго Духа коротко и емко: живи в Боге.
Понять Евангелие можно только Духом Святым. Поэтому мы не толкуем сами Евангелие, а читаем толкование Святых отцов.
Но и Святых отцов тоже можно понять только Духом Святым. И поэтому, чтобы поныть их, мы читаем других Святых отцов.
И так далее до бесконечности.
Было бы, если бы мы православные не были бы просвещены Духом Святым. Только Духом Святым мы и понимаем, о чем говорят Святые отцы, хотя, казалось бы, уже все сказано. Или не понимаем, если не стяжали Духа Свята, и погибаем, говоря вроде бы правильные слова.
Кирилл и Мефодий не потому стали святыми, что перевели Евангелие и богослужебные книги на русский язык.
Евангелие сохранило свое Боговдохновение, потому что было переведено святыми.
Мне невозможно представить, что кто-нибудь из современных Старцев возьмется переводить Евангелие на русский язык.
На другой язык, если в этом есть необходимость? Почему нет?
  О Дарах Святаго Духа
 
Если увидишь уродливых и отвратительных нищих, хвастающихся друг перед другом грошами, которые им подали на пропитание, и величающимися этим – скажешь: мерзко и гадко.
Насколько же мерзок и отвратителен перед Богом величающийся тем, что ему уж никак не принадлежит – милостью Божией?
Подали монетку – радуйся, а не хвастайся,
и спрячь подальше,
дабы кто не исхитил
из зависти.
Дьявол старается скрыть не столько то, что человек бессмертен и есть Жизнь Вечная,
сколько то, что есть смерть
вечная.
Цель жизни?
Просто.
Помереть, и живу быти.
Все мы умрем.
Но не все живы будем.
Все мы умрем. И надо помнить об этом.
Это жизнеутверждающая позиция.
В Рай идут люди своими ногами,
А в ад их тащат бесы силками.
Бог никого, никогда, ничего не заставит делать.
Но спросит.
Никакая Благодать не заткнет зловонную пасть.
1 2 3